Европейское дизельное топливо
и его отличия от отечественного
В Европе вопросу качества продаваемого дизельного топлива уделяют намного больше внимания, чем у нас. По этой причине далеко не все иностранные производители техники, работающей на дизтопливе, охотно везут к нам свою продукцию. Дело в том, что, работая на нашем топливе, их техника будет намного чаще требовать ремонта. А поскольку гарантийный период устанавливается на основе качества европейского дизельного топлива, то ремонт будет проводиться за их счет...
В первую очередь, стоит обратить внимание на то, что несоответствие наших ГОСТов западным происходит по важнейшему параметру дизельного топлива - цетановому числу. Из-за его низкого показателя происходит снижение пусковых свойств, повышение жесткости работы и токсичности отработанных газов двигателя, а также снижение эффективности сгорания. Как следствие, происходит увеличение расхода топлива. Согласно действующим у нас требованиям (по ГОСТу 305-82), цетановое число для всех видов дизтоплива - и летнего, и зимнего, и даже арктического - не ниже 45 единиц. Тогда как в Европе величина цетанового числа должна быть не ниже 51 единиц. На практике разницу между 45 или 51 не заметить нельзя.
Но не одним только цетановым числом характеризуется продаваемое дизтопливо. Практически все отечественное дизельное топливо производится из керосино-газойлевых прямогонных нефтяных и газоконденсатных фракций. К отечественному дизельному топливу практически не добавляются компоненты каталитического крекинга, содержащие значительное количество ароматических и непредельных углеводородов. По этой причине дизельное топливо России отличается высокой химической стабильностью при хранении и не требует добавления стабилизирующих присадок. В целом, наше дизтопливо соответствует требованиям EC к воспламеняемости и к содержанию ароматических углеводородов.
Еще один важный показатель качества дизельного топлива, в связи с которым у производителей нашего дизельного топлива в ближайшее время могут возникнуть проблемы - это массовая доля серы. Основная часть дизельного топлива не соответствует европейским требованиям по содержанию серы. По нормам ЕС она не должна превышать 0,005%, но у нас пока допускается до 0,2% и даже до 0,5%. Производство дизельного топлива, удовлетворяющее стандартам ЕС по содержанию серы, в настоящее время составляет менее 10% от общего объема производства.
Наличие большой массовой доли серы в топливе значительно ускоряет коррозию рабочих поверхностей цилиндров и темпы старения моторного масла. Но в нашей стране существует на этот счет другое мнение. Считается, что указанные выше негативные последствия имеют место лишь при переизбытке серы. Но при умеренном количестве она резко снижает износы, поскольку ее соединения выполняют роль смазки, спасающей детали при пусках или критических нагрузках. При уменьшении ее концентрации в дизтопливе резко возрастает скорость износа цилиндров и поршней.
Впрочем, такое мнение бытует только у нас.
Можно подвести некоторые итоги. Итак, основные проблемы нашего дизтоплива - это присутствие в топливе воды, большая массовая доля серы, а также низкое цетановое число. Но надо обратить внимание и на то, что, в отличие от норм ЕС, наши ГОСТы не регламентируют многие другие важные характеристики топлива (например, температурные свойства, смазывающие свойства и т.п.)
|